Prozhoga.Ru

ПРОжигаю жизнь дизайном

Фототворчество. Выставка пяти авторов

Курганский областной культурно-выставочный центр. 23 января 2007.

 

Другие фотовыставки:

pix

 

Прямое отношение

«Наверное, Ольга Аборенова, Александр Алпаткин, Виктор Бухров, Марина Петрова и Юрий Прожога и не подозревали, что, открыв на прошлой неделе в областном культурно-выставочном центре совместную экспозицию своих работ, обрекают себя на жёсткие сравнения. Во-первых, конечно, между собой. Во-вторых, сие яркое зрелище носит такое название — «Выставка пяти авторов, имеющих к фотографии прямое отношение».

Фото Николая Ушакова

pix

Планшет-прелюдия с портретами участников выставки и их краткими биографиями выделяет слово «отношение», как и изданный к открытию буклет. А в соседнем зале живёт своей жизнью выставка с другим названием — «Пленэр-2006», и тоже пяти авторов! Совпадение есть даже по полу участников: в живописно-акварельной акции трое мужчин и две женщины, и так же у фотохудожников. Ну, как тут удержаться от сравнений!

И всё-таки, сопоставляя сюжеты и краски двух выставок, мы можем только признать, что там и там встречаемся с подлинным искусством. Все остальные сравнения будут некорректными, ибо каждый из пятерых живописцев и каждый из пятерых фотохудожников имеет не просто прямое, а своё, индивидуальное отношение к искусству.

Так как о «Пленэре-2006» мы уже писали, переключим внимание читателей на фотохудожников. Кстати, вам не кажется подозрительным, что трое из пятерых авторов выставки по образованию являются инженерами? Лично я не вижу здесь ничего странного и объясняю этот фено мен тем, что искусство фотографии, признанное, наконец, искусством, всё-таки несёт в себе некоторый технический «привкус». Впрочем, как и кино.

Итак, их пятеро. И мы уже договорились, что никого ни с кем не сравниваем и не раздаём скороспелых оценок. Так, некоторые соображения вокруг некоторых изображений...

Ольга Аборенова, давняя участница городских и областных выставок, на этот раз экспонирует две серии фоторабот. Первая из них представляет студийные женские работы (Аборенова — профессиональный фотограф салона «Кодак»). Вторая же серия выводит нас из студии на улицу. Она называется «В двух шагах от дома» и своим репортёрским взглядом на мир напоминает, что Аборенова когда-то была газетным фотокорреспондентом. Ту и другую серии объединяет какое-то чувство одиночества, печать которого несут на себе все герои этого автора.

Процесс превращения-фотожурналиста в фотохудожника хорошо виден в творчестве Александра Алпаткина: вчера ещё была невзрачная куколка — и вот сейчас вылетит яркая бабочка. Его фотографии, может быть, даже и не фотографии, а особое кино. Алпаткин не останавливает мгновение, как многие нажимающие на спуск затвора фотоаппарата, а продолжает движе ние. Я уж не говорю о туристских кадрах, снятых в Восточных Саянах, но даже в его городской серии «Нижний Новгород» чудится, что бронзовый Валерий Чкалов на постаменте движется. А, казалось бы, что может быть неподвижней памятника?

Виктор Бухров, руководитель Курганского отделения Союза фотохудожников России, облучён уже приличной дозой признания и на отечественных, и на зарубежных фотовыставках. Технически его работы безукоризненны, можно даже сказать, волшебны. Его коллеги по «выставке пятерых» вовсе не новички в фотографии, но и они признаются, что не понимают, КАК он это делает. Но Бухрову отточенной техники мало, она лишь инструмент для выражения своего отношения к миру и красоте, заполняющей мир. Представленные им «портреты» некоторых европейских столиц зримо подтверждают это.

Художник-дизайнер одного из курганских журналов Марина Петрова и выступила как фотодизайнер. Основой многих её работ стали фотографии того же Алпаткина и Николая Пушилина. При этом самостоятельность проектов Петровой, страстность её творчества, лёгкость, приводящая иногда к иронии, лишь подчёркивается. Первичное и вторичное у Петровой различимы, как чёрное и белое, хотя цвет в её работах как раз и есть элемент номер один.

Вот и добрались мы до Юрия Прожоги. График, аниматор, художественный редактор, веб-дизайнер, журналист — он и в качестве фотохудожника остаётся формалистом (учтите, это комплимент!). В этом смысле ему по силам любые задачи. Он делит, например, в серии «Кировский пляж» пространство фотографического листа на четыре части или даже на шестнадцать и превращает будничность в калейдоскоп артефактов. Есть масса фотохудожников (и просто художников), у которых что первая выставка, что двадцать пятая — одно длинное серое полотно. Прожоге интересно делать каждый раз новое.

В одном из рассказов писателя Сергея Довлатова есть такой диалог:
— Правда ли, что каждый журналист мечтает написать роман?
— Нет, — соврал я.
По-моему, цитата имеет прямое отношение к фотографам и фотохудожникам.

Валерий Портнягин, областная газета «Новый мир», 30 января 2007.
Фото Николая Ушакова

 

 

Серия «Кировский пляж»

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

Июнь

Июнь

Июль

Июль

Август

Август

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь