Prozhoga.Ru

ПРОжигаю жизнь дизайном

Интервью 2007 года

Интервью опубликовано в региональной вкладке газеты «Аргументы и факты».
Декабрь 2007 года.

 

Нахожусь в состоянии перманентного обучения

Юрий Анатольевич Прожога родился в Зауралье в 1962 году в семье служащих. Учебу в средней школе совмещал с посещением художественной. Занимался спортом — культуризм, «охота на лис», каратэ. В 1984 году закончил механико-технологический факультет Курганского машиностроительного института. Три года отработал на «Курганприборе». Потом и по сей день творческая работа — в газетах, на телевидении, бизнес-структурах. Веб-дизайнер. Один из лучших фотохудожников Кургана.

— Юрий Анатольевич! Чем Вы можете объяснить расхождение между местом рождения и записью в паспорте? Это бюрократическая ошибка или мистика?
— Все просто. Отец — украинец. Поэтому я родился на/в Украине. Там тепло. Мать — русская. Поэтому я записан в Лебяжье Курганской области, по месту жительства родителей, они молодыми специалистами осваивали дикую Курганскую область. Это было «глюком» того поколения — неосвоенные земли, непригодные для жизни.

— Значит считать коренным зауральцем?
— Закоренелым.

— Юра! Может тогда не будем притворяться, что это не мы встретились первый раз почти 40 лет тому назад в коридорах нашей 42-й школы и дальше будем разговаривать как в жизни, хорошо?
— Не будем. Давай дальше.

— А что привело тебя из 42-й общеобразовательной в 1-ю художественную школу? Чем для тебя на чувственном уровне является понятие школа?
— Услышал по радио о приеме. Сдал экзамены (раньше экзамены были в художку). Поступил. Мне повезло. Сидел за одним мольбертом с Володей Чалым. :-) Отучился. Потом на базе художки пять лет ходил в студию. С тех пор рисую каждый день. Вошло в привычку. А художка существует и там всё так же преподает мой первый учитель Леонид Степанович Пискунов. А Виктор Архипов, сосед по мольберту, теперь директор. Теперь мало кто знает, что наша школа очень сильно ценилась в Петербургской академии художеств имени Репина, где училось много замечательных ребят. Школа есть Школа.

— Творческое самовыражение художника, реализуясь в произведении, начинает жить отдельной жизнью от творца. Когда ты впервые почувствовал результат?
— Я это почувствовал в 79-м году, когда в газете «Молодой ленинец» опубликовали мою первую карикатуру. Гонорар был 5 рублей! Для сравнения: водка стоила 3.62.

— Представление о жизни художника и его повседневное бытие порою страшно далеки друг от друга. Как ты врастал в кожу художника?
— Никуда не врастал. Хотел быть моряком, готовился в Высшее морское гражданское училище имени адмирала Макарова. Но стал инженером-механиком, руководил рабочими на заводе. Потом случайно попал в журналистику. Писал про передовиков, верстал газеты. В перерывах занимался живописью, графикой, карикатурой, анимацией. В чистом виде художником себя до сих пор не считаю. И вообще еще не определился — кем хочу быть? Сейчас мне интересен интернет.

— Что помогает и что мешает художнику в повседневной жизни?
— Спроси у художников… (смеется)

— Почти 15 лет у тебя прошли с записью в трудовой книжке — «газетный художник». Можно ли эти годы считать «бесцельно прожитыми»?
— Газетный труд был своего рода заполнением того «здесь и сейчас». И ко всему прочему, очень мощная школа бережного отношения к шрифту, удобочитаемости, читателю. Когда я столкнулся в веб-дизайне с определением шрифта через «круглую шпацию» — я был счастлив, как будто вернулся к талеру, к метранпажам, шпонкам и гранкам.

— Когда у тебя начался роман с компьютером?
— Когда я выработал шахту газетной руды. Больше копать не хотелось, и в 92-м я окунулся в неизвестный мне мир телевидения, где стал заниматься компьютерной графикой. Английскую документацию переводил со словарем и … карикатуры стали оживать!

— Сегодня, Юрий Анатольевич Прожога — ведущий курганский веб-дизайнер. Что ты можешь сказать об этой современной профессии? Может о каких-то деталях, спрятанных от обычного взгляда?
— Никого никуда не веду. Нахожусь в состоянии перманентного обучения. Веб-дизайн — это тот же дизайн, но в определенной специфической среде. И решает ту же задачу — задачу визуального комфорта.

— Может ли компьютерная программа сделать из пользователя художника? Любому ли по плечу шапка дизайнера?
— Художник может и не быть дизайнером. А дизайнер, зачастую, не художник. Художник и дизайнер в одном лице — вещь редкая. Многие художники верстают себе ужасные рекламные буклеты, а многие дизайнеры не знают элементарного, что темнее — собственная или падающая тень? Если ты этого не знаешь, то и в фотошопе у тебя будет полная «шопа».

— А как ты пришел к фотографии?
— Она сама пришла в виде «цифры». Причем с первых фраз, которые говорили, мол, убогая цифра никогда не убьёт пленочную технологию. Это, собственно, уже и была смерть пленки. Следующими, увы, будут печатные издания, еще пару десятилетий и…

— В твоих фотоработах прицел объектива, выхватывающий образ из окружающей материи, всегда дополнен не только субъективностью взгляда, но и твоим активным вмешательством в картину мира. Это желание быть богом или стремление к пересотворению мира? Трудно ли быть Творцом?
— Легко, когда голова бурлит от мыслей. С пустой головой трудно вмешиваться в картину мира.

— Свою фотовыставку ты назвал «Стаффаж-портрет». Это твоя художническая философия или отсыл к методу/способу работы?
— Да все очень просто. У меня нет широкофокусного объектива, а задачу, которую я себе поставил — широкофокусная. Пришлось через заднее место автогеном вырезать гланды, в итоге получилось раздвинуть границы жанров фотоискусства. )))

— Кстати, у тебя ведь уже накопилась целая стенка дипломов победителя разнообразных конкурсов? Другого бы уже пучило от самодовольства, но тебя болезнь тщеславия пока обходит стороной. Это врожденный иммунитет или наработанный опыт?
— Дипломы — это лишь средство «плющить заказчика», чтоб не торговался особо. Помогает.

— Ты зарабатываешь и сайтами. Но ведь проект Радиокургана был основан на голом энтузиазме и ничего кроме известности тебе не принес. Через 6 лет — а зачем все это было нужно?
— Каждый человек должен найти то, что он может делать лучше всех, быть на коне в своей какой-то ипостаси. Мне кажется, что в некоммерческих проектах я могу больше других. У меня голову разрывает от идей, и воплощений этих идей, уже очередь из проектов выстроилась: арт-базар, карикатурный сайт, фотоблог…

— Сегодня ты увлечен сайтом из жизни одного российского шестиклассника www.aironart.ru (прим.* сейчас сайт называется Prozhoga.me, это личнй блог Артёма). В чем прелесть этого проекта?
— Захотелось прожить вторую жизнь. Нормально получается. Смотрю глазами своего сына на мир, глазами тинейджера. Слушаю DMX, 50cent и других хип-хоперов, оставляю тэги граффити на заборах, делаю примитивные паркуровские vaults, воюю в «Call of Duty» или «Сталкере», решаю задачки по «матике» с неправильными дробями, занимаюсь в спортивной секции, прикалываюсь, стебаюсь, палю… Ну и другая задача — проследить за жизнью страны глазами этого человека, пока шестиклассника, ведь с каждым годом у человека меняются убеждения, взгляды, пристрастия. Такая веб-хроника одной жизни, правда заканчивать её буду уже не я.

— А живопись? Рисунок? Ведь у тебя одних карикатур порядка 7 тысяч в багаже. Что ждет эти увлечения молодости?
— Всё из ящика — на сайт. Домен уже прикупил. В подзаголовке сайт будет звучать как «Комок творчества». (прим.* сайт трансформировался в «Календарь в картинках» Prozhoga.name).

— Юра! У тебя есть потрясающая способность удивляться. А чем ты нас всех удивишь в Новом году?
— Моржом собираюсь стать. Вернуться к живописи собираюсь. Если удастся — выпустить книжку детскую. Создать новые офигительные сайты. Вобщем, целины еще достаточно.

  • Интервью опубликовано в региональной вкладке газеты «Аргументы и факты».